Перейти к основному содержанию

Чем отличается задержание от ареста. Памятка журналистам

18.11.2017

Многие журналисты и редакторы, особенно начинающие, путают понятия «задержанный» и «арестованный» и некоторые другие. Видимо, под влиянием многочисленных фильмов, в которых человек объявляется арестованным, как только на нем защелкнулись наручники («гражданин Курнаков, вы арестованы»).

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) содержит четкие определения этих терминов, но для тех, кому некогда изучать УПК, «УпраВЕБ» подготовил эту справку.

Чем отличается арест от задержания

Если человек доставлен в отдел полиции или другое силовое ведомство, то он находится в статусе задержанного. Даже если его заперли на ночь в изоляторе временного содержания, это еще не арест.

Арестованным он станет лишь после того, как суд вынесет постановление «об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу».

Заключение под стражу в качестве меры пресечения обычно избирается по решению суда, однако, согласно ст. 97 УПК РФ, такими полномочиями обладают также дознаватели и следователи.

Кстати, иногда журналисты пишут «суд арестовал» или «суд заключил под стражу». Это некорректно: судья никого в камеру не сажает, а только выносит постановление об этом. Арестовывают человека, выполняя решение суда, сотрудники Федеральной службы судебных приставов — совершенно другой структуры.

Поэтому правильнее писать в таких случаях «суд постановил заключить под стражу» или «по решению суда заключен под стражу».

Что такое административный арест

Но следует отличать содержание под стражей от административного ареста. В разговорной речи арестом называют и то и другое. Однако заключение под стражу — это временная мера, которую применяют к фигурантам уголовных дел, пока идет следствие (на юридическом языке они называются следственно-арестованными).

А административный арест — это полноценное и окончательное наказание, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Те самые знаменитые «15 суток».

Другими словам, арестованный по уголовному делу, скорее всего, будет находиться под стражей в следственном изоляторе долгое время — до приговора. Человек же, арестованный за административное нарушение, выйдет на свободу после того, как срок наказания истечет.

Обычно административный арест назначается на срок до 15 суток, но в некоторых случаях (например, нарушение порядка организации или проведения митинга) — на срок до 30 суток.

Подозреваемый и обвиняемый — в чем отличия

В уголовном процессе подозреваемый и обвиняемый — два разных процессуальных статуса.  

Если против человека возбуждено уголовное дело — он подозреваемый до тех пор, пока ему не предъявлено обвинение в совершении преступления. И следователи в этот период подозревают его, а не обвиняют.

Поэтому журналист не вправе писать в статье «арестованный за убийство», допустимо «арестованный по подозрению в убийстве» или «арестованный по делу об убийстве».

Когда обвинение человеку официально предъявлено, он уже обвиняемый, и его обвиняют в преступлении. Это означает, что следователи уже пришли к предварительным выводам о том, что человек может быть виновным.

Когда следствие завершено, прокуратура утвердила обвинительное заключение и передала дело в суд — он все еще обвиняемый.

Когда началось судебное производство по его делу — он по-прежнему обвиняемый, но уже вдобавок подсудимый.

В это время также нельзя утверждать, что он украл или убил. Можно лишь говорить, что его в этом обвиняют. Не «арестованный за убийство», а «арестованный по обвинению в убийстве».

То есть журналист должен избегать даже косвенных утверждений о том, что человек совершил то, в чем его подозревают или обвиняют следователи.

Почему это важно? Если подозрения следствия не подтвердятся, а СМИ уже опубликовало информацию о том, что этот человек украл или убил, то гражданин получит полное право через суд потребовать от редакции и от автора статьи опровержения порочащих сведений плюс компенсацию морального вреда.

Только когда суд признает подсудимого виновным, он перестанет быть обвиняемым, подсудимым и станет осужденным. В этом случае уже можно писать «осужден за убийство», но по-прежнему нельзя утверждать, что он убил. (Если апелляционная или кассационная инстанции признают человека невиновным, журналист, допустивший в статье такое утверждение, опять же рискует получить судебный иск о защите чести и достоинства — и шансов выиграть дело будет немного.)

Лишь после того, как решение суда в отношении осужденного вступит в законную силу, формально можно утверждать, что он убил. Но даже в этом случае писать так в публикации нежелательно, поскольку человек мог быть осужден по ошибке, дело может быть направлено вышестоящей судебной инстанцией на пересмотр, и так далее.